С целью модернизации содержания образования, воспитания и развития творческой личности учащегося методическая работа предусматривает разработку, подготовку учебно-методических материалов к учебным предметам для реализации компьютерного, экологического, эстетического образования учащихся школы. Постепенно внедряются в учебный процесс элементы новейших образовательных, информационных технологий и их всесторонняя адаптация к условиям школы.
С 2005-2006 учебного года коллектив школы работает над методической темой: "Внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс", которая расширяет возможности детей в интеллектуальном развитии, в физической активности, повышения общего уровня положительного, психоэмоционального состояния.
В последнее время в школе идёт активный поиск новых форм и методов работы по повышению качества знаний. Успешность развития инновационных процессов в школе связана с научно-методической работой учителей. Поэтому повышение уровня профессиональной компетентности является основным и важным условием самореализации учителя. Информатизация образования предусматривает свободный доступ учащихся и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств хранения, обработки, передачи информации. Методическая служба, представленная педсоветом, методическим советом, методическими объединениями, творческими группами учителей ставит своей целью глубокое изучение состояния обучения и воспитания учащихся, внедрение современных методик, осуществление действенного контроля ЗУН обучающихся, непрерывное совершенствование профессионального и культурного уровня педагога; выявление, изучение и внедрение передового опыта.
Учителя постоянно следят за основными сайтами, на которых представлены научные исследования, методические разработки, библиография. Стоит только войти в поисковую систему Rambler или Яndex, то перед ними открывается "всемирная паутина" (WWW-World Wide Web - технология организации информационных ресурсов Интернета), а дальше уже работа учителя, все web - сайты в их руках: идет целенаправленная работа по накоплению адресов тех сайтов и порталов, которые нужны, которые они могут использовать в своей работе. Также, используются компьютерные программы по различным предметам: якутский язык, якутская литература, русский язык, русская литература, математика, география, история, физика, начальные классы, английский язык, национальная культура и другие.
В основу повышения педагогического мастерства через методическую службу положена диагностика и анализ. Среди педагогов и учащихся проводятся собеседования, анкетирования, контрольные срезы, позволяющие исследовать сильные и слабые стороны педагогов, отношение учащихся к обучению, прогнозировать здоровую рабочую атмосферу, психологический климат. Благодаря Неделе медиауроков, конкурсу молодых учителей "Дари себя детям" и традиционных предметных недель в арсенале учителей появились такие нетрадиционные типы уроков, как пресс-конференция, урок-соревнование, урок-игра, урок-зачёт, урок-турнир, урок-эврика, аукцион знаний, урок КВН, межпредметный интегрированный урок, медиауроки с использованием ИКТ.
Завершается любое мероприятие подведением итогов, глубоким анализом, поощрением лучших педагогов, выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Многие педагоги школы работают творчески, находятся в поиске наиболее эффективных путей повышения качества обучения, воспитанности учащихся, экспериментируют, серьезно занимаются научной, аналитической работой, осваивают новые информационные технологии, используют в процессе обучения электронные пособия по предметам, разрабатывают презентации собственных уроков, внеклассных мероприятий. Они охотно делятся опытом и наработками на открытых уроках, своими идеями на районных семинарах, в индивидуальном порядке при проведении консультаций, во время выездов в школы экспертов, при аттестации педагогов. Считают своим долгом регулярно проходить курсы повышения квалификации, участвовать в республиканских семинарах. В течение 2007-2008 учебного года учителя школы принимали участие в кустовых, улусных и республиканских конкурсах, а так же на базе школы были проведены 5 мероприятий для педагогических кадров (семинары, недели и т.п.):
Месяц | Форма проведения | Тема | Уровень |
Октябрь | Семинар | «Нетрадиционные формы уррока» | Школьный |
Ноябрь | Семинар | «Программа Power Point и ее применение на уроках» | Школьный |
Декабрь | Открытые медиауроки | «Мультимедийные уроки в школе» | Школьный |
Январь | Конкурс | «Уроки с использованием ИКТ», «Кабинет информатики», «Библиотека-медиатека», «Web-сайт» | Школьный, кустовой |
В течение года | Курсы | Использование ресурсов сети Интернет в образовательном процессе | Школьный |
Коллектив ориентирован на успех, 80% принимает активное участие в конкурсах, семинарах, НПК делится своим опытом. В 2007-2008 учебном году на базе нашей школы успешно проведены 4 улусных семинара (учителей гуманитарных предметов, учителей физики и математики, учителей начальных классов и СПС), также читательская конференция по теме "Чтение - кладезь жизни". Учителя обобщили и распространили свой опыт работы на улусном уровне и получили сертификаты МУ "Управление образования Намского улуса РС(Я)".
Месяц | Форма проведения | Тема | Уровень |
Ноябрь | Семинар | «Интегрированная система обучения в современной школе» | Улусный |
Январь | Семинар | «Введение новой технологии – путь к повышению качества обучения физико-математических предметов» | Улусный |
Апрель | Семинар | «Здоровьесберегающие технологии» | Улусный |
Апрель | Семинар | «Здоровьесберегающие технологии» | Улусный |
Апрель | Читательская конференция | «Чтение – кладезь жизни» | Улусный |
2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | ||||||
Улус. | Регион. | Республ. | Улус. | Регион. | Республ. | Улус. | Регион. | Респ. |
7 | 2 | 9 | 15 | 10 | 8 | 20 | 2 | 9 |
15 (53,5% от общ. кол. педработников) | 19 (67,8% от общ.кол. педработников) | 20 (74% от бщ.кол. педработников) |
Таким образом, использование новых технологий в школе, проведение улусных семинаров, участие в улусных, региональных и республиканских мероприятиях в течении года, бесспорно дает путь к совершенствованию профессионального мастерства учителей. Отрадно, появилась здоровая конкуренция среди учителей. С одной стороны, это нелегко, с другой - хороший стимул для коллектива учителей в совершенствовании своего педагогического мастерства. В этом году процент распространения опыта от общего количества педработников составляет - 74,0% (2006-2007 у.г. - 67,8%) (см.табл.№9).
Регулярно (не реже 1 раза в пять лет) все педагоги школы обучаются на курсах повышения квалификации в различных специальных образовательных учреждениях, что способствует повышению профессиональной компетенции учителей, ориентации на саморазвитие, работу в режиме творческого поиска, а также использованию личностно-ориентированного подхода в образовании учащихся.
За 2007-2008 учебный год 96,2% учителя школы были обучены компьютерной грамотности учителем информатики Григорьевой В.Н. 4 педагога: Григорьева В.Н., учитель математики и информатики, Соловьева Т.И., учитель биологии, химии, Сивцев Б.М., учитель физкультуры, Архипова М.А., учитель музыки окончили фундаментальные курсы повышения квалификации на базе ИПКРО им. С.Н.Донского - II. 1 учитель: Карамзин Н.Н., учитель физики прошел проблемные курсы по теме "Использование ИКТ на уроках" в с.Намцы. 1 член администрации: Капитонова Л.С., зам.дир.по ВР прошла проблемные курсы по теме "Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения" (см.табл.№2, 2.1., 2.2.).
№ | ФИО | 2007-2008 | |
Фундаментальные курсы | Проблемные курсы | ||
1 | Григорьева Виктория Николаевна | + | + |
2 | Карамзин Николай Николаевич | - | + |
3 | Сивцев Борис Михайлович | + | - |
4 | Архипова Мария Андреевна | + | - |
5 | Соловьева Татьяна Ивановна | + | - |
6 | Дьяконова Варвара Игнатьевна | - | + |
№ | Всего педработников | Год | Охвачены курсами | % | Фунд. курсы | % | Пробл. курсы | % |
1 | 27 | 2007-2008 | 5 | 18,5 | 4 | 14,8 | 1 | 3,7 |