Экспериментальная деятельность

страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Раздел 1.
ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ

1.1. Характеристика школы

Тюбинская средняя школа Намского улуса Республики Саха (Якутия) является муниципальным образовательным учреждением, в котором обучается 76 учащихся. Создано 11 комплект классов по возрастным нормам.

Образовательный процесс обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами. 80,0% учителей имеют высшее образование, из них у 4 учителей два высших образования. 8 (27%) учатся заочно. 1 учитель имеет высшую категорию, 1 категорию -13 (52,0%), 2 категорию - 4 (16%), базовую категорию - 4 (16%) учителей. В школе работают 26 педработников, из них 3 отличника образования РС(Я), 1 учитель Почетный работник РФ. Педагоги объединены в 5 методических объединениях (МО естественных дисциплин, МО гуманитарных дисциплин, МО начального образования, МО учителей якутского языка и литературы, МО учителей технологии, физкультуры.

Школа расположена в типовом здании, построенном в 1972 году.

Материально-техническая база включает: 13 функционально пригодных кабинетов, спортзал, спортплощадку, актовый зал, библиотеку, столовую, мастерскую.

Ежегодно 70-80% выпускников поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, а учащиеся добиваются успехов на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, научно-практических конференциях и спортивных соревнованиях. С 2002 года школа является экспериментальной площадкой улуса.

Педагогические достижения:

  1. 1. Разработка и практическая реализация системы этноэкологического образования школьников путем целенаправленной и контролируемой корректировки естественнонаучных, гуманитарных и практических аспектов деятельности образовательной деятельности средней общеобразовательной школы с целью реализации нового содержания образования гуманистической направленности.
  2. 2. Организация комплексной психолого-педагогической диагностики развития личности и сопровождения продвижения учащихся.
  3. 3. Организация творческой деятельности учащихся путем использования воспитательного потенциала учебного процесса и создания дополнительных возможностей самореализации личности учителя и ученика в рамках этноэкологической образовательной среды.

Результативность работы:

  1. 1. Разработана и апробирована комплексная программа этноэкологического образования школьников, предлагающая учителям в удобной форме широкий спектр экологических образовательных задач, связанных единой идеологией для реализации их в различных учебных дисциплинах и направленных на корректировку образовательного процесса, интеграцию и гуманизацию содержания образования на основе экологического мировоззрения.
  2. 2. Внедрен в учебный процесс предмет "Экология" с 5-11 класс в соответствии с программой развития школы экологического образования.
  3. 3. Внедрена в практику психолого-педагогической диагностики система показателей развития личности учащегося, отражающих основные интеллектуальные функции, знания и умения, важнейшие характеристики личности и социометрические параметры.
  4. 4. Апробирована технология организации экспериментальной деятельности учителей в области этноэкологического образования, направленная на повышение эффективности включения педагогов в инновационную деятельность школы, корректировки содержания образовательных программ и разработки педагогических технологий.
  5. 5. Создана на базе школы экологический клуб "Искатель" направленный на создание дополнительных возможностей самореализации личности ученика и учителя, развитие внеклассных форм образования и профессиональной ориентации учащихся, расширение контактов и связей школы с общественными, государственными и другими образовательными организациями, стимулирующими творческую деятельность учащихся и учителей.
  6. 6. Подготовлены к выпуску: сборник экологических игр, методические рекомендации для учителей (автор Гуляева Мария Андреевна).
  7. 7. Школа на протяжении трех лет успешно участвует в улусных, региональных и республиканских экологических олимпиадах, в научно-практической конференции "Шаг в будущее" демонстрируя навыки исследовательской деятельности.
  8. 8. Опыт работы по экологическому образованию распространяется как в самом улусе, так и на уровне республики (через семинары, научно-практические конференции, публикации).
  9. 9. С 2005 года успешно работает республиканский оздоровительно-экологический лагерь "Саhар5а".
  10. 10. Достигнут высокий показатель поступления выпускников школы в высшие учебные заведения.
  11. 11. Заключены договора о совместной деятельности с РЭБС, биолого-геграфическим факультетом ЯГУ, Намской инспекцией охраны природы; СХПК "Тубэ", который занимается традиционным промыслом рыбы карась.

1.2. Опытно-экспериментальная работа

Школа проводит ОЭР по разработке и практической реализации системы этноэкологического образования школьников путем целенаправленной корректировки естественнонаучных, практических и гуманитарных аспектов образовательной деятельности.

    В соответствии с Программой ОЭР, этноэкологическое образование в школе осуществляется на научной основе по Программе развития, разработанной в школе и направленной на:
  1. 1. понимание учащимися проблем биосферы, на осознание их приоритета в современных условиях.
  2. 2. понимание этноэкологической культуры как специфической формы адаптации человека в природе.
  3. 3. осознание учащимися собственных сил, способностей и возможностей влиять на ситуацию, складывающуюся в природе и обществе.

В этих направлениях в ходе ОЭР:

  1. 1. осуществлена корректировка общеобразовательных программ и воспитательной работы с целью их оптимального использования для этноэкологического образования и воспитания школьников.
  2. 2. введены новые специализированные, элективные курсы, получили развитие новые формы внеклассной и воспитательной работы.
  3. 3. создан школьный экологический клуб "Искатель".

С целью повышения эффективности контроля за характером изменений, вызванных реорганизацией деятельности школы в ходе ОЭР, и обеспечения возможностей оперативного управления учебно-воспитательным процессом в условиях эксперимента, получила развитие система психолого-педагогической диагностики (сбора, фиксации и обработки данных), осуществляемая независимой психологической службой школы и учителями в процессе педагогической деятельности по установленным показателям, отражающим основные интеллектуальные функции, знания и умения учащихся, важнейшие характеристики личности и социометрические характеристики. По результатам психолого-педагогической диагностики отмечается положительная тенденция в уровне образования школьников, мотивации обучения, психологическом климате школы.

Технология организации экспериментальной деятельности учителя предусматривает планирование учителем на учебный год изменения содержания учебной дисциплины, форм и методов преподавания и педагогической диагностики, исходя из индивидуальной гипотезы экспериментальной работы, формируемой на основе экспериментальной программы этноэкологического образования школы. Такая технология позволяет учителю эффективно включаться в ОЭР, осознанно корректируя свою образовательную деятельность в соответствии с поставленными школой задачами и быстро подготовиться к проведению этноэкологического образования школьников.

По результатам ОЭР школа подготавливает к публикации сборник методических материалов "Экологическое образование в средней школе", обобщающий ее организационный и педагогический опыт по данной проблеме и авторский сборник Гуляевой Марии Андреевны "Экологические игры".

1.3. Фактор времени

Программа рассчитана на пять лет и должна быть завершена в 2014 году. К этому моменту времени школе необходимо качественно измениться, чтобы соответствовать социальным потребностям. Чтобы рассчитывать на полноценную созидательную деятельность, выпускник школы должен хорошо знать современные достижения науки, техники и искусства, уметь ориентироваться и адаптироваться в сложных социальных явлениях, осознавать личную и общественную полезность гуманистической направленности своей деятельности и уметь прогнозировать ее результаты. Эти требования времени обязывают школу обеспечить в короткий срок качественное изменение характера и уровня образования.

Если сейчас упустить время, то школа может безнадежно отстать как образовательное учреждение, обеспечивающее базовое развитие личности. Полноценные знания о современных достижениях цивилизации могут быть предоставлены школьникам только на основе современных источников информации с использованием современных технических средств обучения, квалифицированными учителями, которые владеют современными педагогическими технологиями. Поэтому развитие информационной базы школы, технических средств обучения и технологии образования являются обязательными и приоритетными факторами развития школы.

Знания открывают свободу деятельности. Для полноценной созидательной деятельности и адаптивности человеку необходимы физическое здоровье и успешный опыт реализации личности в детстве (психологическое здоровье). Обеспечение условий в школе, способствующих укреплению здоровья, творческому развитию детей, воспитанию на основе успешной практической деятельности, создает реальную базу для преобразования школы в образовательное учреждение современности.



страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Хостинг от uCoz