Экспериментальная деятельность

страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

ПРОЕКТ
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ "Тюбинская средняя общеобразовательная школа"

Сегодня практику преподавания экологии в школе трудно назвать системой. Как правило, экологическое обучение сводится к введению отдельных специализированных курсов или к фрагментарному включению элементов экологических знаний в общеобразовательные дисциплины. Бессистемность таких изменений учебной программы средней школы приводит к малоэффективности экологического образования и, более того, может принести не пользу, а вред, вызывая негативное отношение детей к экологии. Такая экстенсивная практика вряд ли приведет к своевременному становлению экологического образования как идеологической основы общества, находящегося в кризисном состоянии.

Для повышения эффективности экологического образования, его идеологической значимости и формирования на этой основе гуманистического мировоззрения учащихся необходимо создание системы экологического образования, способной органично вписаться в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной средней школы.

Система экологического образования в школе может быть построена на основе идеологических принципов, формирующих направления экологического образования, научную базу для которых дает экология как наука. Учебно-воспитательные и педагогические задачи формулируются, исходя из направлений экологического образования с целью наполнения содержанием и закрепления их в сознании школьников на основе понятного и доступного учебного материала, связанного с повседневной жизнью, с использованием возможностей всех общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в средней школе. На основе учебно-воспитательных и педагогических задач корректируются учебные программы, воспитательные мероприятия, создаются факультативные курсы, осуществляется целенаправленная подготовка учителей, проводится психолого-педагогическая диагностика учащихся, создается соответствующая инфраструктура школы.

Реализация данной схемы системы экологического образования в школе требует разработки комплексной программы, ориентированной на учителей и включающей как естественно-научный так и гуманитарный аспекты обучения в школе, а также существующие возможности включения школьников в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Комплексная программа экологического образования в общеобразовательной школе потребует от учителей определенных изменений учебно-воспитательной практики, трудноосуществимых без целенаправленной подготовки к этой работе. Поэтому необходимо разработать систему подготовки учителей к проведению экологического обучения и воспитания. Такая система, основанная на принципах профессионализма, системности, открытости и научности, может быть построена на основе регламентирующих документов, определяющих требования к учителю, осуществляющему экологическое образование, порядок работы по комплексной программе, рекомендации, помогающие постановке учебно-воспитательных и педагогических задач учителем и корректировке учебного процесса с использованием коллективных форм работы в методических объединениях учителей и других организационных структурах школы.

Процесс становления экологического обучения и воспитания в конкретной школе, его содержание, формы и методы работы, в значительной степени индивидуален, поэтому необходимым элементом системы экологического образования в школе является система педагогической диагностики учащихся, направленная на выявление влияния вводимых в учебно-воспитательный процесс изменений, связанных с экологическим образованием, на школьников. Система педагогической диагностики должна определять основные характеристики личности учащегося, его интеллектуальные функции и практические навыки, методику их определения учителем, а также механизмы обратной связи - корректировки учебно-воспитательной практики на основе данных диагностирования школьников.

Экологическое образование в значительной степени обесценивается, если в школе не создаются возможности для включения учащихся в практическую деятельность. В системе школьного экологического образования необходимо предусмотреть развитие инфраструктуры школы на базе существующих в школе форм трудового воспитания и внеклассной работы, различные элементы которой могут обеспечить развитие первичных профессиональных навыков школьников и внешние связи школы, повышая, тем самым, мотивацию обучения и эффективность экологического образования.

Инфраструктура школы может быть различной в зависимости от ее возможностей и особенностей региона. Предлагаемый проект предусматривает создание школьной экологической лаборатории. Экологическая лаборатория, созданная на базе кабинетов химии, физики и биологии и занимающаяся исследованием местной окружающей среды, дает возможность учащимся получить конкретное представление о том, что происходит вокруг него, и с чем связаны те или иные изменения, а природоохранная деятельность на основе полученных данных развивает чувство ответственности за происходящее.

  1. Разработка и реализация данной модели системы школьного экологического образования, включающей в качестве основных элементов:
  2. 1. комплексную программу экологического образования для средней школы;
  3. 2. систему подготовки учителей к проведению экологического обучения и воспитания;
  4. 3. систему педагогической диагностики учащихся;
  5. 4. развитие инфраструктуры школы путем создания экологической лаборатории, даст конкретный опыт реорганизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной средней школы, необходимой, а в некоторых случаях и достаточной, для введения экологического образования как важного элемента идеологического воспитания и эффективного способа гуманизации школьного образования.

Использование этого опыта в общеобразовательной средней школе будет способствовать решению задач Национального плана действий по окружающей среде и развитию, таких как:

  1. 1) подготовка научно-методической базы введения экологического образования в средней школе;
  2. 2) развитие системы кадрового обеспечения экологического обучения и воспитания на местах;
  3. 3) формирование общественной системы обеспечения достоверной и своевременной информацией, необходимой для качественного обучения и воспитания.

Образовательные задачи, решаемые в ходе реализации проекта

  1. 1. Помочь учащимся получить знания о компонентах окружающей среды, их взаимодействии, и осознать, что взаимоотношения человека и природы находятся сегодня в состоянии кризиса.
  2. 2. Дать возможность школьникам оценить потребности биосферы и осознать, что признание их приоритета по отношению к потребностям человека служит, в конечном итоге, интересам человека.
  3. 3. Помочь учащимся оценить культуру как форму отражения опыта взаимосоотношений человека с окружающей средой, его хранения и передачи другим поколениям в достижениях науки, техники и искусства.
  4. 4. Дать возможность учащимся реализовать свои личные способности, приобрести опыт принятия индивидуальных решений и коллективных действий в интересах биосферы.

На основе этих направлений эколого-образовательной деятельности может быть построена комплексная программа экологического образования в средней школе с использованием учебно-воспитательных возможностей общеобразовательных программ естественно-научного и гуманитарного циклов, а также программ внеклассной работы, по которым сегодня работает школа, путем постановки конкретных учебно-воспитательных и педагогических задач учителем, исходя из особенностей данного предмета.



страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Хостинг от uCoz