Программа должна представлять собой развернутую схему реализации основных направлений эколого-образовательной деятельности школы, содержащую формулировки конкретных учебно-воспитательных задач, информационные и методические рекомендации по их решению, ожидаемый результат в виде проверяемой функции учащегося, зависящей от действий учителя по данной учебно-воспитательной задаче, списки рекомендуемых общеобразовательных программ, задействованных в решении данной задачи, и возрастные характеристики учащихся, на которых направлена учебно-воспитательная работа в рамках поставленной задачи.
Такая программа дает возможность учителю целенаправленно корректировать общеобразовательную программу по своему предмету при введении в школе системы экологического образования.
Система подготовки учителя должна быть направлена на повышение его профессионализма в области экологического образования и построена на основе организационных структур школы и регламентирующих документов, приводящих в действие такие принципы как системность, сотрудничество, открытость и научность с использованием потенциальных возможностей методических объединений учителей и других форм коллективной работы практикуемых в школе. Результатом работы в этом направлении должен быть пакет документов, помогающий учителю включиться в систему экологического образования, поставить для себя учебно-воспитательные и педагогические задачи, освоить систему педагогической диагностики, а также содействовать через методические объединения учителей корректировке общеобразовательных программ и развитию межпредметных связей в школе на основе комплексной программы экологического образования.
Действие системы педагогической диагностики направлено на выявление и количественную оценку влияния вводимого в школе экологического образования на учебно-воспитательный процесс. Субъектами диагностики являются лица, организационные структуры школы, программы и т.д., задействованные в экологическом образовании: ученики, учителя, родители, методические объединения, учебные программы, программы воспитательной работы.
Результатом работы по разработке системы педагогической диагностики должен быть пакет документов, содержащих конкретные рекомендации учителям, помогающие осуществлять функции педагогической диагностики и максимально упростить внедрение системы в образовательную практикуют средней школы.
Система экологического образования предполагает целенаправленное изменение инфраструктуры школы в связи с необходимостью дать возможность учащимся реализовать свои личные способности и приобрести некоторый опыт принятия решений и природоохранной деятельности. Эти изменения выражаются в создании на имеющейся в школе материально-технической базе, а также с использованием внешних связей школы, творческих и производственных структур, привлекающих учащихся к практической деятельности во внеурочное время. В частности, материально-техническая база кабинетов химии, физики и биологии позволяет при минимуме дополнительных затрат создать экологическую лабораторию в школе, с помощью которой школа получает возможности включить учащихся в общественную систему обеспечения населения экологической информацией. Результатов работы в данном направлении является подготовка организационных методологических рекомендаций по созданию экологической лаборатории в общеобразовательной школе на основе практического опыта.
Результатом работы на данном этапе является анализ результатов практической реализации проекта, оценка его эффективности и разработка пакета документов, необходимых для внедрения системы экологического образования в школах Российской Федерации, а также создание действующей школьной экологической лаборатории, осуществляющей мониторинг окружающей среды в контакте с природоохранными учреждениями.
Реализация проекта позволит разработать и ввести в учебно-воспитательный процесс средней школы систему экологического образования, которая может быть использована для развития научно-методической базы системы непрерывного экологического образования.
Введение систематического экологического образования в средней школе станет важным элементом идеологического воспитания и эффективным способом гуманизации школьного образования.
Подготовка пакета документов, регламентирующих функционирование системы экологического образования в средней школе будет способствовать внедрению и развитию систематического подхода к экологическому образованию в школах Российской Федерации.
Опыт создания экологической лаборатории на базе общеобразовательной школы будет стимулировать формирование школьной общественной системы обеспечения достоверной и современной информацией, необходимой для качественного обучения и воспитания.