Экспериментальная деятельность

страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Раздел 3.
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ

3.1 Управление

Программа реализуется через инициативные проекты, разрабатываемые проектными группами. Разработка проекта осуществляется во взаимодействии с методическими объединениями школы. Методические объединения включают в план своей работы вопросы, связанные с разработкой и методическим обеспечением проектов и участвуют в их реализации. Учителя, административные работники школы имеют возможность подключиться к реализации программы в качестве: исполнителя проекта, участника проектной группы, руководителя проекта. Руководитель проекта несет персональную ответственность за разработку и реализацию проекта.

Проекты представляются в Методический совет, включающий директора, его заместителей и руководителей проектов, для подготовки решения по проекту и представления его Педагогическому совету школы. Совет рассматривает вопросы, связанные с планированием и реализацией проектов, готовит решения Педсовета школы по опытно-экспериментальной программе школы.

Важнейшие вопросы, связанные с реализацией программы, в частности, принятия к исполнению проектов, рассматриваются Педагогическим советом школы. Решения педсовета по вопросам, связанным с опытно-экспериментальной программой школы, готовятся и представляются Методическому совету. Руководитель каждого проекта представляет годовой план по проекту в Методический совет. Проект допускается к реализации или продляется в случае положительного решения педсовета, принимаемого с учетом его целесообразности, обоснованности и достигнутых результатов. В случае отрицательного решения педсовета проект не допускается к реализации или прекращается. Администрация школы несет ответственность за выполнение Программы развития школы, руководствуясь решениями Педсовета и годовыми планами, осуществляет наблюдение и поддержку деятельности проектных групп, своевременно разрешая вопросы взаимодействия и обеспечения проектов, поощряет участников проектов.

3.2 Проектировочная деятельность

В соответствии с принципом необходимости и целесообразности, проект является инструментом решения конкретной проблемы школы, поэтому деятельность по проекту начинается с постановки проблемы. Проблемы ставятся исходя из направлений развития школы, заявленных в опытно-экспериментальной программе, а также из складывающейся текущей ситуации в школе. Перед началом проектирования поставленная проблема должна быть глубоко изучена, исходя из потребностей развития школы и ее возможностей, на основе диагностической информации. Точная и объективная диагностика потребностей и возможностей школы, фиксирующая начальные условия проекта, является залогом успешности проекта. В процессе реализации проекта необходимо отслеживать изменения состояния образовательной системы школы, вызванные деятельностью по проекту. В процессе диагностики состояний происходит уточнение проблемы и собираются материалы, необходимые для анализа результатов деятельности по проекту.

Для сбора информации могут быть использованы различные источники: данные психолого-педагогической диагностики, отчетные материалы по проектам, школьная документация, публикации (печатные и электронные).

На основе всех диагностических материалов осуществляется проектирование - готовится проект решения проблемы и план ее реализации. Проект должен быть обоснован. Обоснование проекта содержит постановку проблемы, цель, имеющиеся и предполагаемые возможности ее достижения, задачи, которые необходимо решить, и ожидаемые результаты. Результаты деятельности по проекту должны быть проверяемы, т.е должен существовать способ объективного контроля результатов. Кроме того, в проекте необходимо указать предполагаемых участников с указанием их функций, а также схему реализации проекта.

На основе проекта составляется план его реализации. Временные масштабы планирования могут быть различны: перспективное планирование на несколько лет, годовое планирование и т.д., однако, при любом планировании необходимо учитывать принцип преемственности. Основным видом деятельности по проекту является его реализация. За реализацию проекта отвечает каждый его участник. Основной критерий реализации проекта - его результативность. Результативность может быть положительной, отрицательной и нулевой. Показателями результативности могут быть: показатели успеваемости и психолого-педагогической диагностики, здоровья и спортивных достижений, культурного уровня и творческих достижений, методические материалы и образовательные программы, школьные работы, карты достижений учащихся, справки, акты и другие фиксирующие документы, а также проверяемые изменения образовательной среды школы, материально-технической базы, деятельности методических обьединений.

Анализ результатов - наиболее ответственный этап деятельности по проекту. Результаты могут быть как планируемые, так и побочные. Чем полнее будут выявлены результаты действия проекта в школе, тем точнее управление развитием школы. Необходимо также помнить, что отрицательный результат это не отсутствие результата, а очень важный показатель реакции школьной образовательной системы на инновацию. Поэтому при подготовке отчетных материалов участникам проекта необходима честность.

Собрать материалы еще не значит их проанализировать. Анализ предполагает сопоставление полученных результатов с ожидаемыми результатами, заявленными в проекте, выводы, следующие из этого сопоставления, и предложения для корректировки деятельности по проекту. Анализ результатов фиксируется в отчете педсовету школы.

3.3. Документооборот

    Документами, включаемыми в сферу деятельности школы, связанную с опытно-экспериментальной программой являются:
  1. 1. Опытно-экспериментальная программа школы;
  2. 2. Проекты;
  3. 3. Планы реализации проектов;
  4. 4. Отчетные материалы;
  5. 5. Решения Педсовета.

Проект, инициируемый опытно-экспериментальной программой школы, принимается к исполнению решением Педсовета школы. План реализации проекта, составляется по форме:

План
реализации проекта " " на ________________ год
Направления деятельности Мероприятия Исполнители Сроки
1        

Отчетные материалы представляют собой любые документы и объекты, отражающие выполнение плана реализации проекта. Предъявляемые отчетные материалы должны быть оформлены для предъявления соответствующим образом. Обязательным документом отчетных материалов должен быть Отчет педсовету школы с анализом деятельности, выводами и предложениями по корректировке целей, задач, ожидаемых результатов деятельности по проекту. На основании отчетных материалов педсовет принимает решение о дальнейшей реализации проекта.

Документы, включенные в документооборот опытно-экспериментальной программы, должны храниться в информационной базе школы в разделе "Программа развития". Отчетные материалы в информационной базе представляются в виде отчета педсовету. За сохранение остальных отчетных материалов отвечает руководитель проекта.



страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Хостинг от uCoz