Экспериментальная деятельность

страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Раздел 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ

2.1. ТЕМА ПРОГРАММЫ: "ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Происходящие в настоящее время коренные изменения в обществе ставят задачи пересмотра системы школьного образования. Демократизация образования позволяет реализовать идеи гуманизации, интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения.

Экология одна из фундаментальных наук, изучая которую познается окружающий мир в тесной взаимосвязи природной и общественной составляющей, дающей целостное представление о Земле, как планете людей. Экологическая культура - как часть общечеловеческой культуры - направлена на совместное повышение эффективности хозяйства, улучшение качества жизни населения, поддержание состояния окружающей среды. Одной из ведущих парадигм современной экологии является гуманистическая направленность. Человек перестал быть "завоевателем природы", приоритет отдается гуманистическому подходу к рассмотрению взаимодействия природы и общества. Гуманистическим задачам подчиняются не только общественно-экологические, но и естественно-экологические исследования.

Для современного этапа развития школьного этно-экологического образования характерен процесс глубокого реформирования, выражающийся в качественном обновлении, а также преобразовании его содержательной составляющей. Это способствует дальнейшему повышению интереса к экологии, культуре народов Республики Саха (Якутия).

Население в школьной экологии описывается не только как производительная сила общества, рассматриваются также расовые, этнолингвистические, культурные особенности народов. Однако материальная и духовная культура населения изучается в отрыве от характера природного окружения и историко-географических, экологических этапов развития народа. Такой подход, по нашему мнению, не способствует формированию знаний о взаимосвязях и взаимовлиянии окружающей среды и материальной, духовной культуры человека.

Природно-исторические навыки народа нужно рассматривать как огромный потенциал для развития хозяйства данной территории. Усвоение этих знаний способствует формированию научного мировоззрения учащихся, призвано обеспечить связь обучения с жизнью. Изучение материальной и духовной культуры народов в тесной связи с окружающей природой, по нашему мнению, пробудит интерес учащихся к теме населения, будет способствовать толерантному отношению к другим народам, пониманию и уважению к их традициям и культуре.

Цель. -Создание учебно-воспитательного процесса направленного на развитие творческой личности с экологической культурой, основываясь на традициях и обычаях своего народа.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в условиях малокомплектной школы.
Предмет исследования - знания о материальной и духовной культуре населения, отражающие взаимодействие человека с окружающей природной средой.
    Гипотеза исследования - уровень знаний учащихся по этноэкологии будет выше, если:
  • в содержание учебного предмета будет введен материал, раскрывающий особенности материальной и духовной культуры народа, отражающий взаимодействие человека с окружающей природной средой;
  • методика изучения материальной и духовной культуры народа будет построена на краеведческой, экологической основе путем сочетания объяснительно-иллюстративного и исследовательского методов обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, с целью поэтапного формирования знаний о взаимодействии человека с окружающей средой.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

Решение поставленных задач осуществлялось на основе современных психолого-педагогических и методических концепций, а также современных теоретических положений этнической, экологической науки.

Исследование проводится в три этапа

Научная новизна работы состоит в том, что в процессе исследования будут разрабатываться, обосновываться и экспериментально проверяться:
  • система знаний о материальной и духовной культуре населения, отражающей взаимодействие человека с окружающей природной средой;
  • методика, обеспечивающая успешное усвоение этой системы знаний.


  • страницы раздела: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

    Хостинг от uCoz